Медиабиография: значение впечатлений детства и юности для медиапотребления взрослых
В данном исследовании нам интересно было посмотреть, как происходит переход от кино и радио – к телевидению, от телевидения – к Интернету, и какие чувства люди при этом испытывают.
Мы опрашивали людей разного возраста, и выясняли, какими средствами массовой информации они пользуются сейчас и какими пользовались в детстве, юности и во взрослой жизни. Какие фильмы, передачи, актеры им запомнились из «советских» времен и какие нравятся сейчас.
При проведении опроса было замечено, что гораздо больше любимых фильмов и передач люди называли из «советского» времени, отмечая, что тогда и фильмы добрее и лучше были, и актеры запоминались. Многие до сих пор с удовольствием пересматривают «старые» фильмы. А вот из современной жизни с трудом вспоминают даже пару кинокартин.
Гендерные различия от потребления ТВ, радио, компьютера отсутствуют в детстве и практически отсутствуют в юности, но по мере взросления мужское и женское медиапотребление начинает отличаться.
Почти все опрошенные сочетают использование ТВ, радио, компьютера с досуговой деятельностью, такой как приготовление еды или приборка в квартире. Практически все опрошенные включают радио, телевизор или компьютер в качестве фона.
Чаще всего люди смотрят ТВ, слушают радио, пользуются компьютером в одиночестве. И причин тому несколько. Во-первых, многие люди живут одни, поэтому им не с кем смотреть или слушать медиа; во-вторых, медиаустройства получили настолько широкое распространение, что практически у каждого члена семьи в комнате стоит свой компьютер или телевизор; в-третьих, «новые» медиа, такие, как компьютер изначально приспособлены больше для индивидуального потребления.
В ходе исследования был сделан неожиданный вывод, что пожилые люди пользуются компьютером, а те, кто его еще не освоил, ставят для себя такую задачу на ближайшее время. Представители старшего поколения осознают всю важность Интернета. Конечно, они проводят за компьютером меньше времени, чем люди среднего возраста и молодежь. И что особенно неожиданно, некоторые пожилые люди даже пользуются интернет-магазинами для покупки одежды!
Люди среднего возраста используют компьютер, чаще всего на работе.
Молодежь же сознательно отказалась от использования телевизора и почти не слушает радио. Для молодых людей Интернет заменяет все другие средства массовой информации. У половины опрошенных нами молодых людей даже нет дома телевизора. А за компьютером они проводят по 6-8 часов в день.
При появлении новых медиа «старые» продолжают существовать, но при этом тоже трансформируются, усовершенствуются.
Практически все, кого мы опросили, признались, что им зачастую приходится вынужденно слушать радио – например, в маршрутке, или смотреть ТВ – когда кто-то из членов семьи включает любимую передачу.
Также в ходе исследования был сделан вывод, что на потребление человеком ТВ, радио, компьютера во взрослой жизни в большей степени оказывают влияние интересы и род деятельности, нежели детские впечатления. И связано это с тем, что в каждый конкретный период жизни человек по-разному воспринимает одни и те же фильмы и передачи. В детстве ему интересны мультики, в юности – фильмы о любви и взаимоотношениях, а во взрослой жизни все определяют текущие интересы человека.
Практически все опрошенные активно обсуждают информацию, полученную из СМИ - с коллегами, близкими, друзьями и даже попутчиками в поезде. Молодые люди, как самые активные пользователи Интернета, довольно часто оставляют комментарии в социальных сетях, на форумах, если их взволновал какой-то вопрос. Люди же среднего и старшего возраста практически не оставляют комментарии.
Дудник Евгения
Магистрант НИУ-ВШЭ
В данном исследовании нам интересно было посмотреть, как происходит переход от кино и радио – к телевидению, от телевидения – к Интернету, и какие чувства люди при этом испытывают.
Мы опрашивали людей разного возраста, и выясняли, какими средствами массовой информации они пользуются сейчас и какими пользовались в детстве, юности и во взрослой жизни. Какие фильмы, передачи, актеры им запомнились из «советских» времен и какие нравятся сейчас.
При проведении опроса было замечено, что гораздо больше любимых фильмов и передач люди называли из «советского» времени, отмечая, что тогда и фильмы добрее и лучше были, и актеры запоминались. Многие до сих пор с удовольствием пересматривают «старые» фильмы. А вот из современной жизни с трудом вспоминают даже пару кинокартин.
Гендерные различия от потребления ТВ, радио, компьютера отсутствуют в детстве и практически отсутствуют в юности, но по мере взросления мужское и женское медиапотребление начинает отличаться.
Почти все опрошенные сочетают использование ТВ, радио, компьютера с досуговой деятельностью, такой как приготовление еды или приборка в квартире. Практически все опрошенные включают радио, телевизор или компьютер в качестве фона.
Чаще всего люди смотрят ТВ, слушают радио, пользуются компьютером в одиночестве. И причин тому несколько. Во-первых, многие люди живут одни, поэтому им не с кем смотреть или слушать медиа; во-вторых, медиаустройства получили настолько широкое распространение, что практически у каждого члена семьи в комнате стоит свой компьютер или телевизор; в-третьих, «новые» медиа, такие, как компьютер изначально приспособлены больше для индивидуального потребления.
В ходе исследования был сделан неожиданный вывод, что пожилые люди пользуются компьютером, а те, кто его еще не освоил, ставят для себя такую задачу на ближайшее время. Представители старшего поколения осознают всю важность Интернета. Конечно, они проводят за компьютером меньше времени, чем люди среднего возраста и молодежь. И что особенно неожиданно, некоторые пожилые люди даже пользуются интернет-магазинами для покупки одежды!
Люди среднего возраста используют компьютер, чаще всего на работе.
Молодежь же сознательно отказалась от использования телевизора и почти не слушает радио. Для молодых людей Интернет заменяет все другие средства массовой информации. У половины опрошенных нами молодых людей даже нет дома телевизора. А за компьютером они проводят по 6-8 часов в день.
При появлении новых медиа «старые» продолжают существовать, но при этом тоже трансформируются, усовершенствуются.
Практически все, кого мы опросили, признались, что им зачастую приходится вынужденно слушать радио – например, в маршрутке, или смотреть ТВ – когда кто-то из членов семьи включает любимую передачу.
Также в ходе исследования был сделан вывод, что на потребление человеком ТВ, радио, компьютера во взрослой жизни в большей степени оказывают влияние интересы и род деятельности, нежели детские впечатления. И связано это с тем, что в каждый конкретный период жизни человек по-разному воспринимает одни и те же фильмы и передачи. В детстве ему интересны мультики, в юности – фильмы о любви и взаимоотношениях, а во взрослой жизни все определяют текущие интересы человека.
Практически все опрошенные активно обсуждают информацию, полученную из СМИ - с коллегами, близкими, друзьями и даже попутчиками в поезде. Молодые люди, как самые активные пользователи Интернета, довольно часто оставляют комментарии в социальных сетях, на форумах, если их взволновал какой-то вопрос. Люди же среднего и старшего возраста практически не оставляют комментарии.
Дудник Евгения
Магистрант НИУ-ВШЭ