Первое сообщение в теме :
Теория Гумилева
Чтоб понять, куда мы идем и какие у нас есть шансы, надо знать, откуда мы пришли — тогда будет виден путь. Ключ к этому дает теория этногенеза Гумилева. Коротко, она такова: любая нация (этнос) переживает цикл возникновения, самоосознания, формирования, зрелости и , наконец, старости и смерти. Вначале некая популяция получает «пассионарный толчок» - по каким-то причинам в ней рождается большое количество людей «пассионарных» - одержимых идеями, готовых претворять их в жизнь, не стоя за ценой . Вовлекая всех прочих в свои начинания, они и образуют новую нацию, а затем и государство. Начальный период продолжается около 300 лет, в течение которых пассионарность растет. Потом наступает следующая фаза — акматическая, или «перегрев», когда пассионарность в нации настолько высока, что приводит к конфликтам, часто очень кровавым. Эта фаза тоже длится около 300 лет. Т.к. Пассионарии между собой договориться не могут, то этот период характерен войнами, бунтами, и раздробленностью типа феодальной. Льется много крови, в основном, пассионарной. Соответственно, пассионариев становится меньше, и тут наступает надлом — люди хотят спокойной жизни. Фаза надлома опасна, нация даже может погибнуть под ударами какого-нибудь врага. Но если переживает эту фазу — то начинается «золотая осень». Жизнь в централизованном государстве становится более или менее безопасной, расцветают ремесла, науки и искусства. Этот период может длиться от 600 до 900 лет. Таким образом, срок жизни любой нации — от 1200 до 1500 лет. Но количество пассионариев все время уменьшается, т.к., отдавая себя своему делу, они склонны погибать раньше и иметь меньше детей. Наконец наступает время, когда их число становится гораздо меньше, чем субпассионариев — людей ленивых и трусливых, но жадных и наглых , а главное - беспринципных. Тогда наступает обскурация, время распада нации. Если нация каким-то образом пережила обскурацию и не погибла, она впадает в гомеостаз — то, что мы называем традиционным обществом.
Также, Гумилев выделяет 3 типа людей: пассионарии — люди идейные, способные ради идеи на большие усилия и жертвы, гармоники — люди, которые хотят «жить нормально, чтоб работа была, чтоб зарплата», и субпассионарии — люди ленивые и подлые, умеющие только разрушать, чей девиз: «дают — бери, бьют — беги».
Такова вкратце (очень вкратце) теория Гумилева.
Извиняюсь за ликбез, но, может быть, кто-то не знал, ведь ни в нашей 11-классной школе, ни в университетах его не проходят. Споры вокруг русской нации как начались с момента опубликования этой теории, так и не умолкают. Мы все норовим втиснуть русских в эту красивую и простую, как все гениальное, схему. В основном споры ведутся о том, с какого момента считать начало русских — с Киевской Руси или с Московской. Если с Киевской, то получается, что мы уже одной ногой в обскурации, а если с Московской — то где-то в надломе . Для современников-то хрен редьки не слаще, но для будущего имеет огромное значение.
Но никак русские не влезают в эту схему. Как ни подтягивай тут, ни ужимай там — то хвост вылезет, то нос. А я предлагаю несколько иной способ — сначала попытаться посмотреть — а как было на самом деле?, а уж потом приложить к этому теорию Гумилева, не забывая, что реальная жизнь может не вполне соответствовать схеме, как и реальное дерево не всегда соответствует картинке из учебника.
Теория Гумилева
Чтоб понять, куда мы идем и какие у нас есть шансы, надо знать, откуда мы пришли — тогда будет виден путь. Ключ к этому дает теория этногенеза Гумилева. Коротко, она такова: любая нация (этнос) переживает цикл возникновения, самоосознания, формирования, зрелости и , наконец, старости и смерти. Вначале некая популяция получает «пассионарный толчок» - по каким-то причинам в ней рождается большое количество людей «пассионарных» - одержимых идеями, готовых претворять их в жизнь, не стоя за ценой . Вовлекая всех прочих в свои начинания, они и образуют новую нацию, а затем и государство. Начальный период продолжается около 300 лет, в течение которых пассионарность растет. Потом наступает следующая фаза — акматическая, или «перегрев», когда пассионарность в нации настолько высока, что приводит к конфликтам, часто очень кровавым. Эта фаза тоже длится около 300 лет. Т.к. Пассионарии между собой договориться не могут, то этот период характерен войнами, бунтами, и раздробленностью типа феодальной. Льется много крови, в основном, пассионарной. Соответственно, пассионариев становится меньше, и тут наступает надлом — люди хотят спокойной жизни. Фаза надлома опасна, нация даже может погибнуть под ударами какого-нибудь врага. Но если переживает эту фазу — то начинается «золотая осень». Жизнь в централизованном государстве становится более или менее безопасной, расцветают ремесла, науки и искусства. Этот период может длиться от 600 до 900 лет. Таким образом, срок жизни любой нации — от 1200 до 1500 лет. Но количество пассионариев все время уменьшается, т.к., отдавая себя своему делу, они склонны погибать раньше и иметь меньше детей. Наконец наступает время, когда их число становится гораздо меньше, чем субпассионариев — людей ленивых и трусливых, но жадных и наглых , а главное - беспринципных. Тогда наступает обскурация, время распада нации. Если нация каким-то образом пережила обскурацию и не погибла, она впадает в гомеостаз — то, что мы называем традиционным обществом.
Также, Гумилев выделяет 3 типа людей: пассионарии — люди идейные, способные ради идеи на большие усилия и жертвы, гармоники — люди, которые хотят «жить нормально, чтоб работа была, чтоб зарплата», и субпассионарии — люди ленивые и подлые, умеющие только разрушать, чей девиз: «дают — бери, бьют — беги».
Такова вкратце (очень вкратце) теория Гумилева.
Извиняюсь за ликбез, но, может быть, кто-то не знал, ведь ни в нашей 11-классной школе, ни в университетах его не проходят. Споры вокруг русской нации как начались с момента опубликования этой теории, так и не умолкают. Мы все норовим втиснуть русских в эту красивую и простую, как все гениальное, схему. В основном споры ведутся о том, с какого момента считать начало русских — с Киевской Руси или с Московской. Если с Киевской, то получается, что мы уже одной ногой в обскурации, а если с Московской — то где-то в надломе . Для современников-то хрен редьки не слаще, но для будущего имеет огромное значение.
Но никак русские не влезают в эту схему. Как ни подтягивай тут, ни ужимай там — то хвост вылезет, то нос. А я предлагаю несколько иной способ — сначала попытаться посмотреть — а как было на самом деле?, а уж потом приложить к этому теорию Гумилева, не забывая, что реальная жизнь может не вполне соответствовать схеме, как и реальное дерево не всегда соответствует картинке из учебника.