Сель, я что то из работ Антонова просмотрел, сопоставил с уже известным мне и мне кажется он во многом прав.
В самом деле, теория демперехода /тогда еще только одного/ была создана в сер.20-ого века, кагда историческая демография была в пеленках. Все казалось очень простым - высокая смертность, много детей. Низкая смертность - меньше детей и переходный период посередине.
А потом накопились данные о демистории Англии, Японии, в посл. годы Швеции и оказалось, что все не так просто. Что смертность снизилась очень рано, еще в 16 веке в Англии, в 18 веке в Японии до уровня ниже 30 о/оо и потом довольно долго держалась на этом уровне. Население быстро отреагировало понижением рождаемости до уровня 25-35 о/оо /В Англии главным образом за счет повышения брачного возраста и безбрачия, в Японии - за счет снижения брачной рождаемости. Хотя если присмотреться, средний брачный возраст в 23 сай /22 года/ по Японии в целом уже не столь традиционен - в Китае и Корее СБВ был на уровне 16-18 лет до 20-ого века, в локальних популяциях Японии наблюдался и СБВ около 15 лет, но зато в других локальних популяциях имеем в 18-19 веке СБВ 25 лет при 10% внебрачных рождений, показатели вполне западноевропейские, правда? А и в Англии показатели брачной рождаемости процентов на 10 в среднем ниже ГМЕР Борисова, и на 20-30% ниже французских, например, той же эпохи./ Так что мы имеем - типичнейший демпереход с высокой смертности к низкой и высокой рождаемости к низкой. Как его назовем? Нулевым, что ли? Я даже склонен считать, что снижение рождаемости во Франции с конца 18 до середины 19 века и даже до 1875 года следует считать явлением сходным со спадом рождаемости в Японии или Англии на 100-200 лет раньше. Это относится и к снижению рождаемости в США до Гражданской войны - правда, там снижение началось с уровня около 55 о/оо; в Венгрии в тот же период /опять с начального уровня около 55 о/оо, но при более высокой смертности - около 40 о/оо/, к подобному снижению рождаемости в Сербии в 19ом веке.
Повидимому правильна идея Майкла Флинта, что в традиционной Европе каждая семья, село, приход и поместье решало задание создания стабильной популяции, в которой должно быть достаточное количество трудоспособных мужчин и женщин изза разделения труда и достаточное /но не избыточное/ количество детей, которые должны были прийти на их место и содержать их в старости. И справлялись с этим заданием хорошо, чего нельзя сказать о современности. Хотя, если прочитать о традиционных способах чтобы количество детей было достаточным, но не избыточным/ в Германии 16 века или Тибете нач.20ого они нам покажутся дикими.
/Германия - Если в крестьянской семье нет детей, муж должен нардить жену, привязать ей кошель с деньгами на пояс и послать ее одной на ярмарку. Если это не поможет, он должен позвать соседа, привести/принести /по немецки это все "бринген"/ жену ему на постель, "без грубости и побоев" и выйти...
Тибет - второй сын отправляется в монастырь. Если сыновей в семье больше, они делят общую жену, дети считаются детьми старшего сына и наследника. Если, однако, нет детей, в семью принимают еще одного мужа со стороны, из младших сыновей бедняков. Если детей еще нет, надо принять второго мужа. Детей еще нет - разрешается принять в дом вторую жену, при ее бездетности - третью. Только когда в семье двое пришлых мужей и трое жен, разрешается осыновление ребенка.../.