Москва принимает почти четвертую часть всех мигрантов, прибывающих в Россию. Миграционный прирост населения города Москвы в 2009 году составил 31 368 чел. В условиях кризисных явлений в сфере экономики, а также в целях обеспечения приоритетности трудоустройства безработных москвичей Правительством Москвы принимаются последовательные шаги по ограничению уровня занятости иностранных трудовых мигрантов. Необходимо отметить, что пик параметров внешней трудовой миграции, пришелся в основном на 2007 год и частично на 2008 год. Начиная с текущего года, эти параметры значительно снижены. Правительство Москвы полагает, что эта тенденция сохранится и в 2010 году.
Выделенные городу Москве квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы :
2008 г. – 508 тыс. чел.;
2009 г. – 392,157 тыс. чел.
2010 год – планируется в пределах 200-250 тыс. чел.
Москва по прежнему обладает наибольшей экономической и социальной привлекательностью среди иностранных граждан, особенно из стран СНГ. В этой связи поток иностранных граждан, прибывающих в город, практически не снижается.
Средняя совокупная доля иностранной рабочей силы от численности занятого населения составила 7,5% в 2007 г. и 10,7% в 2008 г. В таких условиях приоритетность трудоустройства российских граждан, в первую очередь москвичей, обеспечивается предоставлением им преимущественного по отношению к иностранцам права на замещение вакантных рабочих мест.
Например, в 2008 году 4 иностранных работника приходилось на каждое вакантное место, а в текущем году те же 4 иностранца приходятся уже на каждые 3 вакантных места. В 2010 году планируется сохранить данные пропорции. Тем самым снижается конкуренция при трудоустройстве безработных из числа российских граждан (на одного москвича приходится 3-4 вакансии). Таким образом, снижение квот на 2010 год Правительством Москвы в условиях продолжающегося финансового кризиса рассматривается как один из инструментов обеспечения приоритетности трудоустройства москвичей.
И все-таки прогресс есть. В целом, Правительству Москвы удалось достичь реального снижения объемов нелегальной или неконтролируемой трудовой миграции. Например, в 2008 году только каждый третий пребывающий в Москву иностранный гражданин получил разрешение на работу, а соотношение выданных разрешений на работу и полученных уведомлений об их трудоустройстве составляло всего 64 %. Иными словами, 70 % иностранных граждан в 2008 году незаконно осуществляло трудовую деятельность в городе Москве, а 36% безвизовых иностранных граждан, получивших разрешение на работу в городе Москве в 2008 году, либо не были трудоустроены, либо работали без оформления трудового договора. В текущем году соотношение выданных разрешений и полученных уведомлений уже достигло 86 % . Таким образом, уровень мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность без официального заключения трудовых отношений, снизился до 14 % от числа безвизовых иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
Понятно, что незаконная и неконтролируемая трудовая миграция объективно ведет к повышению нагрузки на городскую инфраструктуру, существенно влияет и деформирует региональный рынок труда, способствует повышению социальной напряженности среди жителей города, несет в себе достаточно серьезную угрозу экономической, социальной и общественной безопасности столицы. Особенно это относится к тем отраслям экономики города, на которые приходится наибольшее давление со стороны иностранных работников. .
По данным ЗИЦ ГУВД за 7 месяцев 2009 г. в городе 11 312 преступлений с участием трудовых мигрантов, что на 10,2% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Рост преступлений, совершённых с участием иностранных граждан ближнего зарубежья, отмечается в первую очередь за счет увеличения числа тяжких и особо тяжких преступлений.
В целях пресечения противоправной деятельности лиц, занимающихся изготовлением и распространением поддельных разрешений на работу и регистрации по месту пребывания, подразделениями по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в текущем году неоднократно проводились специальные оперативно-профилактические мероприятия, в ходе которых возбуждено 151 уголовное дело, составлено 928 административных протоколов, из незаконного оборота изъято 2237 поддельных документов. В ходе проведения совместных мероприятий проверено свыше 103 107 объектов в Москве
Москва с каждым годом так или иначе пытается сократить количество трудовых мигрантов. Так в 2009 г. Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников особенно внимательно рассматривает каждое поданное в нее заявление. С 15 апреля нынешнего года приняты к рассмотрению обращения 1 340 организаций. Удовлетворено 1 129 обращений на привлечение 27 865 человек. Отказано 70 организациям в привлечении 18 982 человек.
Прежде всего, комиссия отказывала организациям, занимающимся лизингом иностранной рабочей силы. Пресекались также случаи предъявления работодателями необоснованных требований, абсолютно не относящихся к квалификационным характеристикам, необходимым для исполнения должностных обязанностей и трудовых функций.
С целью упорядочения трудовой миграции и совершенствования федерального миграционного законодательства, а также в качестве антикризисной меры подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма регулирования привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан». Проект уже прошел правовую экспертизу и имеет заключение Независимого института выборов
Правительство Москвы считает целесообразным выдавать иностранному работнику не безадресное, как это происходит сейчас, разрешение на работу, а разрешение на работу у конкретного работодателя, с учетом выделенной ему квоты. Наем заявленного количества персонала может быть осуществлен только под гарантии работодателя обеспечить нормальные условия пребывания мигрантов: благоустроенное общежитие, прозрачные зарплаты и трудовые отношения, социальное и медицинское обслуживание. Реализация предлагаемых мер будет способствовать как защите прав мигрантов, так и соблюдению интересов коренного населения
По мнению руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Олега Нетеребского иностранная рабочая сила Москве нужна, но в разумных пределах. При этом, существует заинтересованность в том, чтобы уровень заработной платы и социальных гарантий у этих граждан, которые приезжают работать, были не ниже, чем у россиян и москвичей.
Однако, проблема миграции имеет две важных составляющих. Во-первых, необходимо создать нормальный механизм определения потребностей в привлечении иностранной рабочей силы, и вторая составляющая – должна быть налажена четкая система выявления и выдворения нелегальных мигрантов.
Источник: Департамент труда и занятости населения г. Москвы
[justify]
Выделенные городу Москве квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы :
2008 г. – 508 тыс. чел.;
2009 г. – 392,157 тыс. чел.
2010 год – планируется в пределах 200-250 тыс. чел.
Москва по прежнему обладает наибольшей экономической и социальной привлекательностью среди иностранных граждан, особенно из стран СНГ. В этой связи поток иностранных граждан, прибывающих в город, практически не снижается.
Средняя совокупная доля иностранной рабочей силы от численности занятого населения составила 7,5% в 2007 г. и 10,7% в 2008 г. В таких условиях приоритетность трудоустройства российских граждан, в первую очередь москвичей, обеспечивается предоставлением им преимущественного по отношению к иностранцам права на замещение вакантных рабочих мест.
Например, в 2008 году 4 иностранных работника приходилось на каждое вакантное место, а в текущем году те же 4 иностранца приходятся уже на каждые 3 вакантных места. В 2010 году планируется сохранить данные пропорции. Тем самым снижается конкуренция при трудоустройстве безработных из числа российских граждан (на одного москвича приходится 3-4 вакансии). Таким образом, снижение квот на 2010 год Правительством Москвы в условиях продолжающегося финансового кризиса рассматривается как один из инструментов обеспечения приоритетности трудоустройства москвичей.
И все-таки прогресс есть. В целом, Правительству Москвы удалось достичь реального снижения объемов нелегальной или неконтролируемой трудовой миграции. Например, в 2008 году только каждый третий пребывающий в Москву иностранный гражданин получил разрешение на работу, а соотношение выданных разрешений на работу и полученных уведомлений об их трудоустройстве составляло всего 64 %. Иными словами, 70 % иностранных граждан в 2008 году незаконно осуществляло трудовую деятельность в городе Москве, а 36% безвизовых иностранных граждан, получивших разрешение на работу в городе Москве в 2008 году, либо не были трудоустроены, либо работали без оформления трудового договора. В текущем году соотношение выданных разрешений и полученных уведомлений уже достигло 86 % . Таким образом, уровень мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность без официального заключения трудовых отношений, снизился до 14 % от числа безвизовых иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
Понятно, что незаконная и неконтролируемая трудовая миграция объективно ведет к повышению нагрузки на городскую инфраструктуру, существенно влияет и деформирует региональный рынок труда, способствует повышению социальной напряженности среди жителей города, несет в себе достаточно серьезную угрозу экономической, социальной и общественной безопасности столицы. Особенно это относится к тем отраслям экономики города, на которые приходится наибольшее давление со стороны иностранных работников. .
По данным ЗИЦ ГУВД за 7 месяцев 2009 г. в городе 11 312 преступлений с участием трудовых мигрантов, что на 10,2% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Рост преступлений, совершённых с участием иностранных граждан ближнего зарубежья, отмечается в первую очередь за счет увеличения числа тяжких и особо тяжких преступлений.
В целях пресечения противоправной деятельности лиц, занимающихся изготовлением и распространением поддельных разрешений на работу и регистрации по месту пребывания, подразделениями по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в текущем году неоднократно проводились специальные оперативно-профилактические мероприятия, в ходе которых возбуждено 151 уголовное дело, составлено 928 административных протоколов, из незаконного оборота изъято 2237 поддельных документов. В ходе проведения совместных мероприятий проверено свыше 103 107 объектов в Москве
Москва с каждым годом так или иначе пытается сократить количество трудовых мигрантов. Так в 2009 г. Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников особенно внимательно рассматривает каждое поданное в нее заявление. С 15 апреля нынешнего года приняты к рассмотрению обращения 1 340 организаций. Удовлетворено 1 129 обращений на привлечение 27 865 человек. Отказано 70 организациям в привлечении 18 982 человек.
Прежде всего, комиссия отказывала организациям, занимающимся лизингом иностранной рабочей силы. Пресекались также случаи предъявления работодателями необоснованных требований, абсолютно не относящихся к квалификационным характеристикам, необходимым для исполнения должностных обязанностей и трудовых функций.
С целью упорядочения трудовой миграции и совершенствования федерального миграционного законодательства, а также в качестве антикризисной меры подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма регулирования привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан». Проект уже прошел правовую экспертизу и имеет заключение Независимого института выборов
Правительство Москвы считает целесообразным выдавать иностранному работнику не безадресное, как это происходит сейчас, разрешение на работу, а разрешение на работу у конкретного работодателя, с учетом выделенной ему квоты. Наем заявленного количества персонала может быть осуществлен только под гарантии работодателя обеспечить нормальные условия пребывания мигрантов: благоустроенное общежитие, прозрачные зарплаты и трудовые отношения, социальное и медицинское обслуживание. Реализация предлагаемых мер будет способствовать как защите прав мигрантов, так и соблюдению интересов коренного населения
По мнению руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Олега Нетеребского иностранная рабочая сила Москве нужна, но в разумных пределах. При этом, существует заинтересованность в том, чтобы уровень заработной платы и социальных гарантий у этих граждан, которые приезжают работать, были не ниже, чем у россиян и москвичей.
Однако, проблема миграции имеет две важных составляющих. Во-первых, необходимо создать нормальный механизм определения потребностей в привлечении иностранной рабочей силы, и вторая составляющая – должна быть налажена четкая система выявления и выдворения нелегальных мигрантов.
Источник: Департамент труда и занятости населения г. Москвы
[justify]