Увеличение рождаемости: факт или иллюзия?
Скачок рождаемости, произошедший после принятия закона о материнском капитале в 2007 году, вызвал бурю оптимистичных заявлений чиновников. Но так ли хороша ситуация, как нам ее представляют? Есть ли действительные улучшения демографической ситуации? На эти и ряд других вопросов мы пытались найти ответы в ходе нашего исследования.
Результаты, полученные посредством анализа мнений экспертов и родителей, не позволяют нам сохранять оптимистичный настрой властей.
Ключевых проблем несколько, одна из главных - необходимость отказа от «монетарного» подхода решения проблем рождаемости. Чем же плох материнский капитал и меры прямого стимулирования рождаемости?
Во-первых, ограниченностью спектра воздействия подобных мер: в большинстве случаев, материнский капитал является стимулом для принятия решения о рождении ребенка лишь у малообеспеченных слоев населения. Во-вторых, такой подход не меняет репродуктивных установок россиян, воздействуя лишь на календарь рождений, то есть всплеск рождаемости гарантируется только на кратковременном промежутке. И, в - третьих, размер предоставляемой суммы недостаточен для полноценного удовлетворения нужд ребенка.
Еще одна сложность связана с «этическим» аспектом данной меры: семьи не желают испытывать ощущение, что их ребенок «куплен» государством.
Однако, меры прямого материального стимулирования рождаемости не единственный способ влияния на демографическую ситуацию в стране.
Еще одна серьезная проблема, сдерживающая репродуктивное поведение пар – сложности совмещения работы и воспитания ребенка. С такими проблемами сталкиваются все молодые родители, но реальных мер, направленных на предоставление родителям возможностей совмещения в государстве не разработано. Хотя мировой опыт доказывает, что такие меры, как гибкий график, удаленная работа, работа неполный рабочий день – признаются родителями эффективными и, действительно, способствуют повышению рождаемости.
Следующая сложность вызвана плохо развитой сферой социальных услуг (детские сады, кружки, секции, няни). Как родители, так и эксперты отмечают, что меры государственной поддержки должны быть направлены на искоренение таких проблем, как
• недостаточное количество предоставляемых услуг и учреждений, данный вид услуг предоставляющих
• низкое качество предоставляемых услуг
• недоступность (высокая стоимость) предоставляемых услуг
• сложность получения государственных социальных услуг
Помимо всего прочего, отмечается отсутствие значимых мер, решающих жилищный вопрос молодых пар. Согласно данным, исследований, подобные меры могут оказаться намного более действенными, нежели прямое материальное стимулирование. Несмотря на наличие определенных мер в данной области, все они либо неприменимы в реальной жизни, либо плохо проработаны (например, предоставление земли при рождении 3 ребенка, в реальности оборачивается предоставлением непригодного для проживания участка).
Интересный результат был получен нами в ходе проведения исследования: как эксперты, так и родители говорят о том, что меры должны быть направлены не конкретно на стимулирование рождаемости, а на создание общих благоприятных условий для жизни, что само по себе будет являться мерой стимулирования рождаемости.
Создание условий, в которых семья сама бы хотела иметь и имела бы больше детей, а не «вынуждалась» государством рожать больше – это цель, к которой нужно стремиться и которую нужно учитывать при разработке семейной политики.
Существующая семейная политика в сфере репродуктивного поведения требует серьезной модернизации, это осознают не только профессионалы, но и представители семей, на которых эта политика направлена.
Остается вопрос: осознает ли это государство?
Обоева Наталия
Бакалавр социологии
Магистрант НИУ-ВШЭ
Скачок рождаемости, произошедший после принятия закона о материнском капитале в 2007 году, вызвал бурю оптимистичных заявлений чиновников. Но так ли хороша ситуация, как нам ее представляют? Есть ли действительные улучшения демографической ситуации? На эти и ряд других вопросов мы пытались найти ответы в ходе нашего исследования.
Результаты, полученные посредством анализа мнений экспертов и родителей, не позволяют нам сохранять оптимистичный настрой властей.
Ключевых проблем несколько, одна из главных - необходимость отказа от «монетарного» подхода решения проблем рождаемости. Чем же плох материнский капитал и меры прямого стимулирования рождаемости?
Во-первых, ограниченностью спектра воздействия подобных мер: в большинстве случаев, материнский капитал является стимулом для принятия решения о рождении ребенка лишь у малообеспеченных слоев населения. Во-вторых, такой подход не меняет репродуктивных установок россиян, воздействуя лишь на календарь рождений, то есть всплеск рождаемости гарантируется только на кратковременном промежутке. И, в - третьих, размер предоставляемой суммы недостаточен для полноценного удовлетворения нужд ребенка.
Еще одна сложность связана с «этическим» аспектом данной меры: семьи не желают испытывать ощущение, что их ребенок «куплен» государством.
Однако, меры прямого материального стимулирования рождаемости не единственный способ влияния на демографическую ситуацию в стране.
Еще одна серьезная проблема, сдерживающая репродуктивное поведение пар – сложности совмещения работы и воспитания ребенка. С такими проблемами сталкиваются все молодые родители, но реальных мер, направленных на предоставление родителям возможностей совмещения в государстве не разработано. Хотя мировой опыт доказывает, что такие меры, как гибкий график, удаленная работа, работа неполный рабочий день – признаются родителями эффективными и, действительно, способствуют повышению рождаемости.
Следующая сложность вызвана плохо развитой сферой социальных услуг (детские сады, кружки, секции, няни). Как родители, так и эксперты отмечают, что меры государственной поддержки должны быть направлены на искоренение таких проблем, как
• недостаточное количество предоставляемых услуг и учреждений, данный вид услуг предоставляющих
• низкое качество предоставляемых услуг
• недоступность (высокая стоимость) предоставляемых услуг
• сложность получения государственных социальных услуг
Помимо всего прочего, отмечается отсутствие значимых мер, решающих жилищный вопрос молодых пар. Согласно данным, исследований, подобные меры могут оказаться намного более действенными, нежели прямое материальное стимулирование. Несмотря на наличие определенных мер в данной области, все они либо неприменимы в реальной жизни, либо плохо проработаны (например, предоставление земли при рождении 3 ребенка, в реальности оборачивается предоставлением непригодного для проживания участка).
Интересный результат был получен нами в ходе проведения исследования: как эксперты, так и родители говорят о том, что меры должны быть направлены не конкретно на стимулирование рождаемости, а на создание общих благоприятных условий для жизни, что само по себе будет являться мерой стимулирования рождаемости.
Создание условий, в которых семья сама бы хотела иметь и имела бы больше детей, а не «вынуждалась» государством рожать больше – это цель, к которой нужно стремиться и которую нужно учитывать при разработке семейной политики.
Существующая семейная политика в сфере репродуктивного поведения требует серьезной модернизации, это осознают не только профессионалы, но и представители семей, на которых эта политика направлена.
Остается вопрос: осознает ли это государство?
Обоева Наталия
Бакалавр социологии
Магистрант НИУ-ВШЭ